понедельник, 13 февраля 2017 г.

Урок 15. Использование Ribbon XML Editor для создания ленты в Access (устарело, см. ур. 17).

Внимание! Урок устарел! Написанное ниже можно читать в ознакомительных целях. Актуально только для Ribbon XML Editor версии 6.0 и ниже. В версии 6.1 появилось автодополнение Access и справка по его идентификаторам, а начиная с версии 7.0 редактор Ribbon XML Editor поддерживает прямую работу с базами данных Access!

Написание надстроек для Access не менее актуально, чем для Word, Excel и уж тем более Power Point. Однако файл Access в отличие от упомянутых приложений имеет совсем иную структуру. Это обычная база данных, и интерфейс там хранится не в виде файла в отдельной папке документа, а в специальной системной таблице USysRibbons базы данных.

Используемый нами Ribbon XML Editor предназначен для работы с файлами папочной структуры (Word, Excel, Power Point), однако схема интерфейса Access аналогична схемам интерфейса упомянутых приложений, а значит мы можем построить интерфейс и для Access, просто разрабатывая его на базе файла Excel.

Единственное неудобство такого способа состоит в том, что в автодополнении и встроенной справке программы отсутствует информация по идентификаторам Access. Но если у вас под рукой есть соответствующая шпаргалка, полученная из других источников, то последняя проблема перестаёт быть актуальной. 

Замечу, что если вы хотите использовать в Access собственные внешние изображения, то внедрять их штатным инструментом RibbonXML Edeitor не получится, поскольку они не могут храниться внутри папочной структуры файла документа, как это происходит в Word, Excel и PowerPoint. Ведь формат документа Access просто не предусматривает такой структуры. Но изображения можно положить рядом с файлом базы данных, и загружать их с помощью функции, прописанной в параметре loadImage корневого элемента customUI. Кроме того, изображения можно поместить внутрь самой базы. Тому, как это всё сделать, будет посвящён один из следующих уроков.

Итак, технология создания интерфейса Access выглядит приблизительно так:
  1. Открываем Excel и создаём в нём новый документ. Сохраняем документ и закрываем Excel.
  2. Открываем сохранённый документ Excel в Ribbon XML Editor и как обычно создаём структуру кастомной ленты для Access: вкладки, группы, кнопки — всё это будет работать и в Access.
  3. Обработчики событий нажатия на кнопки (функции обратного вызова) создаём так же, как и в Excel.
  4. Открываем Access и создаём в базе данных системную таблицу USysRibbons, в которую копируем весь созданный в Ribbon XML Editor код. Замечу, что для отображения содержимого системной таблицы USysRibbons, в параметрах навигации по таблицам надо разрешить отображение системных объектов.
  5. Код функций обратного вызова подключаем аналогично Excel.
Всё, интерфейс для Access внедрён. Таким образом, Ribbon XML Editor вполне можно использовать даже для Access. 


Для справки. Создание системной таблицы USysRibbons в Access 2016 
  1. Запускаем Access, создаём новую базу данных или открываем старую.
  2. Проверка настройки № 1. Открываем вкладку «Файл», выбираем «Параметры», переходим в «Параметры клиента» и ищем раздел «Общий». Убеждаемся, что галочка на пункте «Показывать ошибки интерфейса пользователя надстроек» установлена.
  3. Проверка настройки № 2. В левой панели навигации щёлкаем правой кнопкой и выбираем пункт «Параметры навигации...». Убеждаемся, что галочка на пункте «Показывать системные объекты» установлена.
  4. На ленте открываем вкладку «Создание» и нажимаем кнопку «Конструктор таблиц».
  5. Создаём 3 поля: ID («Счётчик»), RibbonName («Короткий текст» или «Текст») и RibbonXML («Длинный текст» или «MEMO»). Щёлкаем по строке поля ID и нажимаем на ленте кнопку «Ключевое поле».
  6. Нажимаем «Сохранить» (дискетка на панели быстрого доступа или Ctrl+S). На запрос имени таблицы вводим USysRibbons. Таблица создана и сохранена.
  7. Открываем таблицу и вводим туда данные — имя нашей ленты и её XML-код. Так мы можем ввести в таблицу несколько лент, каждую в свою строку таблицы, и впоследствии выбирать тот или иной интерфейс в зависимости от показанной на экране формы или отчёта (настраивается в окне свойств конструктора формы, вкладка «Другие», параметр «Имя ленты»). Сохраняем данные, закрываем, а затем снова открываем файл базы данных. Теперь Access знает о существовании пользовательского варианта интерфейса. Осталось его подключить.
  8. Открываем вкладку «Файл», выбираем «Параметры», переходим в пункт «Текущая база данных» и ищем раздел «Параметры ленты и панелей инструментов». В комбобоксе «Имя ленты» выбираем имя, которое мы присвоили интерфейсу в поле RibbonName. 
  9. Закрываем, а затем снова открываем файл базы данных. Если всё сделано правильно и в XML-коде нет ошибок, база данных должна открыться с пользовательской лентой. Если лента не появилась, попробуйте закрыть и открыть приложение Access целиком

3 комментария:

  1. День добрый! У вас отличные статьи! Я по ним сделал себе полноценную надстройку. Долго искал, как это делается, чтоб было как у PLEX или Adobe, на ленте закладка была, повезло наткнуться на ваш блог.
    Эту тему я изучил, теперь ищу информацию о том, как делать COM-надстройки. Надеялся увидеть у вас об этом сведения, но увы.
    Можете ли вы поделиться таким опытом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! К сожалению, я не умею делать COM-надстройки...

      Удалить
    2. Я вас научу! Я уже почти научился =)

      Удалить